Святых Отцов

Мне пришло письмо от Елены: Я заранее прошу прощения за то, что обращаюсь к Вам с такой проблемой. Но она меня очень волнует, не дает нормально жить, развиваться. Все эти годы я стараюсь бороться, преодолевать его, но не очень получается. Страх у меня возник в переполненном вагоне метро в час пик. Но буквально совсем недавно я поняла, что он возник у меня еще раньше, наверное с детского сада, когда меня сверстники начали обижать, оскорблять, издеваться. В метро он наверное просто вышел из меня, когда уже переполнилась чаша терпения. Эта долгая и запутанная история, но факт в том, что я по сей день не могу нормально жить, и меня это очень сильно беспокоит. Я много всего перепробовала для борьбы с ним, многое поняла, многое переосмыслила, но проблема остается, я не могу его страх пересилить.

Страх хуже того, чего мы боимся

Ярость Адские мучения Слыша о муках вечных, не смущайтесь вы, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний преп. Если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится.

Но нам немощным здешние муки весьма невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна преп. Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них.

Или почему не сказал Старец, что прежде всего нужен нам страх Божий . дабы, мало помалу, не впасть и во вторую, т.е. в совершенную гордыню.

Оно покроет тебя от грехов. Если тебя кто прославляет и ты принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос.

Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет ничего хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые Ангелы сделались бесами. Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, и он ответил: Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника. На вопрос, что должен делать монах в своей келье, отец Андроник отвечал: Посади дерево и не поливай — оно засохнет.

Так и монах, сидя в келье, к молитвенному правилу должен добавить слезы. Под деревом разумею молитву, а под поливанием — слезы, которые надо просить у Господа:

Анатолий Баданов Гордость и борьба с ней — как победить гордыню Современному человеку постоянно внушается, что он должен быть первым, лучшим, что позорно быть неудачником, который ничего не достиг в жизни. Гордость житейская влечет людей идти по трупам ближних, расталкивать всех локтями, добиваться первенствующего положения. Эта страсть особенно культивируется сегодня в миру. Гордость — первый признак — мерить другого своей меркой. Почему мы выказываем недовольство другими?

Почему раздражаемся на них, злимся?

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник .. их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и.

Плотская гордость сначала делает непокорливым и упрямым; потом не дает быть кротким и обходительным. Особенно не уступает, чтоб человек, по заповеди Бога и Спаса нашего, обнажился от всякаго земного стяжания: Духовная гордость обыкновенно борет только тех, которые, победив все другие страсти, находятся уже почти на самом верху добродетелей. Злая гордость чем более богатую пленит душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает ее, обнажив от всего имущества добродетелей с жесточайшим ограблением.

Мы всегда готовы замкнуться на себе. Но подлинная жизнь — это всегда жизнь-открытость. А гордыня — это самомнение и ложное самоутверждение. Большое знание — оно смиренно. Вестники Царства Божия Александр Ельчанинов. Самый главный неврастеник — дьявол. Мира он не видит, а только свое во всем отражение. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум.

Наставления мирянам старца Алексия, иеросхимонаха Зосимовой Пустыни

Преподобного Никона Беляева Советы преподобного Льва Наголкина Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог — Всеведец — совершенно исполнял наши желания?

Как-то я насчет гордыни беседовал с одним человеком и показал ему Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе.

Страх хуже того, чего мы боимся Пастырское слово Игумен Нектарий Морозов Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий Морозов.

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то — одиночества и оставленности людьми, кто-то — в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел.

Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир. Что является основанием для этого страха?

В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его — вплоть до того, что возникнет психическое расстройство.

Ефрем Сирин, прп. О борьбе с гордостью

Гордыня - признак страха Гордыня — это одно из многочисленных проявлений страха. Также, в виде гордыни проявляется вечное стремление человека к совершенству. Человек осознает, что внутри он наделен божественным совершенством, но он неправильно это совершенство использует, стремясь всегда быть правым в ущерб другим людям. Существует две формы гордыни: Как только мы подвергаем сомнению их знания, проявляется гордыня и человек начинает упрямиться, чтобы доказать свою точку зрения.

все силы души, уходит Страх Божий, сердцем овладевает диавол. затем случайно ставший тому свидетелем старец услышал, что.

Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что демоны сами находятся в постоянном и внешнем, и внутреннем волнении. Бог же, напротив, бесстрашен, поэтому и внушаемый Им страх не вносит в души никакой растерянности, никакого беспорядка, смуты и замешательства. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти.

Тем более что мне нужно обосновать кличку, которую я дал Трусливой Львице. Львицу мучили и тревога и страх. Тревога и страх эмоции родственные. Если долго существуют, становятся чертами Святые против мошенников Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе общество, несколько отличающееся от того, в котором мы живем:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Скончался в г. Эта работа была опубликована на эл. Часть 1 - отличительные свойства гордыни; Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать в себе гордость? Часть 1 - отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем м слове говорит: Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.

Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали.

Мы должны набрать хотя бы проходной балл. Обычно самые большие искушения - мгновенные. Если мы в момент их возникновения избегаем их, то фаланга демонов убегает и мы спасаемся из рук врагов. Как одна маленькая дырочка в банке с консервами может ее испортить, потому что пропускает воздух, так и один-единственный гордый помысл, проникая в голову человека, заставляет его высоко думать о себе, и все его добродетели становятся негодными.

Добродетель не скроешь, как бы кто этого ни хотел, как солнце не закроешь решетом, ибо сквозь отверстия проникает много лучей. Каждый человек - либо зеркало, либо крышка от консервной банки:

Старец Савва о гордости

Для того, чтобы победить неуверенность в себе, нужно знать, что является ее причиной. Только зная врага в лицо, мы можем стать сильными и смелыми. Размышляя о неуверенности в себе, приходишь к тому, что ее источником является заниженная самооценка.

Проблема эта называется СТРАХ, которым я страдаю уже почти 10 лет. Все эти годы я Может есть особенные Св. места, батюшки, старцы.

Гордость Самым большим гордецом является не тот, кто с гордостью хвалит себя, но тот, кто хвалится своим смирением. Тот, кто оправдывает себя, когда грешит, превращает свое сердце в пристанище для бесов и будет грешить еще больше и разрушать себя своим эгоизмом, если не сокрушит свое"я". Тот, кто оправдывает свои страсти, постепенно впадает в тяжкую болезнь, и тогда его выдает кашель [1].

Тот, кто не осознает своей греховности и гордится, страдает от двух болезней духовных: Как бы он ни хотел скрыть свои раны и выглядеть прилично — зуд все равно будет его мучить, он будет чесаться и этим выдаст себя. Не терпящие замечаний даже от людей, которые их любят, терпят насмешки со стороны людей, мыслящих по - мирски, и в конце концов остаются кривыми брусьями и сами делаются духовно непригодными, как кривые доски, которые не поддаются рубанку столяра и не могут быть использованы для изготовления мебели, но заканчивают тем, что их используют для заливки бетона или для строительных лесов, так что их топчут ногами и пачкают, пока они не испортятся и не окажутся в огне.

Очень гордый, особенно если он гневлив, не получает пользы даже от очень смиренного, когда тот перед ним смиряется, но становится в большинстве случаев более наглым, хотя даже диавол исчезает перед лицом смирения. Поэтому божественная благодать уходит от гордого и переходит к смиренному. Высоко думающий о себе обнаруживает тем самым, что он вне себя безумен , ибо вместо того, чтобы благодарить Бога за все доброе, что Тот ему даровал, он оскорбляет Его, считая своей собственностью дарования Божии.

Те, которые постоянно гордятся, постоянно оскорбляют самих себя, потому что у них никогда уже не будет духовных взлетов, но одни падения, пока они не разобьются, так как не имеют сердечного сокрушения и смиренномудрия. Те, у которых в этом мире не бывает падений, хотя у них есть мирская гордость, обнаруживают тем самым, что их гордость превысила всякие пределы достигла сатанинской степени и что их падение совершилось с задней стороны высокой вершины как падение Денницы [3].

Краткие поучения Оптинских старцев на разные случаи жизни

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию.

от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господеви со страхом и трепетом, Особенно он боролся против духа гордыни, стремясь стяжать.

Что такое гордость и из чего она рождается. Искушения, находящие на гордых. Как Бог наказывает грех гордыни? Архимандрит Клеопа Илие Что такое гордость и из чего она рождается Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает? Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.

Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того. Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет. Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.

Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы. Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: Но как зарождается гордость, преподобный отче, в уме человека? Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях:

Оружие против неуверенности в себе (православная психотерапия)

Что это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. Что от него можно ожидать. Так как основное качество западного человека является гордыня, то эта работа косвенно объясняет и его.

Все, кто встречался с ним, чувствовали, что старец Фаддей опытно прошёл все Свободная воля человека, повреждённая гордыней, утратившая страх .

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев Часть . Учение глинских старцев о спасении 7. О страстях и борьбе с ними Для того чтобы достичь спасения, христианин в своей земной жизни должен освободить свою душу от всякой греховной скверны. Грехи — это препятствия на пути ко спасению. Причиной совершения грехов являются скрытые в человеке страсти, с которыми нужно вести борьбу. В наследии глинских старцев 19 — середины 20 вв. Поэтому в эпистолярном наследии старцев нет полного исследования каждой страсти в отдельности.

Однако труды схиархимандрита Иоанн Маслова восполнили этот пробел. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в 16—20 вв.

Ирина Хакамада. Страх убивает удачу. Когда нет гордыни - бог протягивает руку.